Классификация кариеса

Кариес зубов в зависимости от остроты и характера поражения твёрдых тканей зуба протекает по разному.

Острый кариес

Острый: чаще всего встречается у детей и подростков. Он характеризуется быстротой разрушения твёрдых тканей, при котором идет размягчение дентинных краёв полости. Из-за этого эмаль, не имеющая опоры, отламывается мелкими кусочками. Такое заболевание наступает в результате слабовыраженных защитных свойств организма. Эта форма кариева быстро, за несколько месяцев, приводит к воспалению мякоти зуба.

Хронический кариес

Протекает медленно, разрушение твёрдых тканей протекает малозаметно, в течение нескольких лет. Такая кариозная полость имеет тёмную окраску дна.

Вторичный кариес

Развивается в леченных зубах в результате стирания или частичного разрушения пломбы. В этом случае нередко рядом возникает ещё одна полость. Иногда продолжается разрушение зуба под пломбой (если не сохранена герметизация или при лечении не полностью удалён размягченный дентин).

В стадии мелового пятна (начальный кариес) субъективные ощущения отсутствуют. При осмотре можно обнаружить ограниченное изменение цвета эмали. По мнению специалистов, это происходит в результате нарушения связи между белками и кальцием.

Средний кариес

От глубины поражения твёрдых тканей зуба зависят клинические проявления кариеса. При остром течении заболевания дно полости имеет белую окраску, а при хроническом - тёмно-коричневую. Постепенно дефект эмали углубляется, разрушается эмале-дентинная граница, процесс переходит на дентин.

Это так называемый средний кариес, при котором появляются быстро исчезающие боли от горячего и холодного. После того, как процесс минует эмале-дентинную границу, разрушение твёрдых тканей зуба идёт быстрее. При глубоком кариесе между полостью и пульпой остаётся тонкая прослойка здорового дентина. В этом случае возникают сильнейшие боли от термических раздражителей.

Необходимо знать, что кариес зуба - необратимый процесс, имеющий тенденцию к постоянному прогрессу. Поэтому при первых признаках этого заболевания нужно обратиться к стоматологу. Чем раньше начато лечение, тем надёжнее эффект и меньше неприятных ощущений у пациента.