Постпломбировочная боль

После процедуры пломбирования зубов по ряду определённых причин могут возникать болевые ощущения в зонях, где оно проходило. Такие боли именуются постпломбировочными.

В современной стоматологии наиболее часто применяемой процедурой для лечения пульпита, кариеса и целого ряда иных заболеваний зубов является пломбирование коронковой части зуба или канала зуба.

Нередко в процессе лечения зубов необходимыми мерами становятся чистка зубных каналов, удаление нерва и зачистка кариозной полости. После этого ряда процедур осуществляется заполнение образовавшихся в тканях зуба пустот пломбой. В ее состав входят гуттаперча, амальгама, специальный цемент, композитные материалы и прочее.

После проведения данной процедуры вполне естественным явлением считается постпломбировочная боль.

Однако следует разграничивать боль временную, возникшую после процедуры и боль, причиной которой стало некорректное ее проведение и прочие осложнения.

Неизбежными являются болевые ощущения непосредственно после проведения процедуры лечения и пломбирования зуба, поскольку в ходе этого процесса идет серьезное вмешательство в структуру зубных тканей. Поэтому такие боли можно считать вполне нормальным явлением.

Характер и продолжительность постпломбировочной боли

Зависит от:

• набора препаратов, использованных при лечении;
  • технических особенностей оборудования;
  • квалификации стоматолога;
  • природных особенностей организма пациента.

Болевые ощущения чаще всего появляются во время еды - при надавливании на запломбированный зуб и смыкании челюстей. Боль возникает также как реакция на холодные раздражители – сок, воду и т.п.

Зачастую эти боли перестают беспокоить по прошествии нескольких дней. Если боль очень сильная, то можно принимать обезболивающие препараты.

Боли могут являться следствием некорректно проведенного лечения зуба. Также могут быть вызваны аллергическими реакциями пациента на определенный ингредиент используемого при лечении материала.

Недолеченные зубы

Весьма серьезные осложнения может вызвать некорректно проведенная процедура лечения пульпита или кариеса. В этом случае болезнь может начать прогрессировать уже под пломбой и привести к потере зуба.

В процессе лечения зубного канала при его пломбировании могут быть заполнены не все отростки корневого канала, что повлечет за собой возникновение воспаления в тех зонах, куда не попал материал.

Также воспалительный процесс тканей зуба может неизбежно произойти, если во время лечения полость зуба не была вычищена достаточно качественно и тщательно. В этом случае могут остаться осколки эмали, патологические ткани, дентина и прочие, являющиеся возбудителями инфекций.

Лучшим вариантом будет обращение к стоматологу, который проведет осмотр и диагностику запломбированного зуба, и с помощью рентгенограммы определиться с причиной болей.

Некорректное пломбирование зуба

Причинами, ведущими к возникновению болей может послужить излишняя нервозность пациента во время проведения процедуры или неквалифицированные действия врача.

К списку таких нарушений относятся:

• попадание на дентин кислоты;
  • ожог пульпы в момент препарирования зуба;
  • протравливание эмали.

Несоблюдение установленных технологий работы с разного рода материалами через некоторое время может привести к разгерметизации обработанной полости и занесению в нее инфекции, которые вызывают боли.

В первую очередь это относится к практике применения фотополимерных и композитных материалов.

Также неполное краевое прилегание пломбы к стенкам зуба может вызвать разгерметизацию полости.

Реакции на пломбировочные материалы

Когда в процессе лечения зуба проводится длительное травление дентина кислотой (свыше 15 сек.), есть шанс того, что кислота приведет к открытию дентинных канальцев и способствует более глубокому, чем планировалось проникновению материалов внутрь дентина. Это может оказать раздражающий эффект на пульпу и вызвать боли.

Также боли может вызвать применение светополимерных материалов.

При проведении данной процедуры световой поток вызывает ряд заметных изменений в структуре пульпы зуба, а это, в свою очередь, может привести к боли.

Еще одним фактором, вызывающим боли, может стать аллергическая реакция пациента на состав материала.

Способы лечения постпломбировочной боли

Для начала необходимо определиться с причиной вызвавшей боли и ее характером.

В первые дни после проведения лечения зуба при сильном характере боли пациенту следует ограничиться лишь приемом обезболивающих средств и не предпринимать ничего более.

Если боль не прекращается по прошествии нескольких дней, то стоит обратиться за квалифицированной помощью к врачу-стоматологу. Он проведет необходимую диагностику и примет соответствующие ситуации меры.

При возникновении боли в результате некорректного лечения пломба вскрывается, проводится долечивание и повторное пломбирование.

Если же возбудителем боли стала индивидуальная аллергическая реакция пациента на состав материала, то старую пломбу удаляют и заменяют ее на новую, с использованием другого материала.